Гид по сайту

Блочно-модульное обучение

Современные педагогические технологии подразделяются на проблемные, дидактивно-игровые, совместного обучения и модульные технологии. Применение модульной технологии позволяет развивать самостоятельность, планировать и контролировать освоение предмета и произвести самооценку.

В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностноориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д. Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучение, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт не простая жизнь, где всё надо уметь делать самому.

Поэтому возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей здесь центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением — мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Модуль — целевой функциональный узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащегося. При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных. Особенность еще и в том, что в ходе урока учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:

Почему модульное обучение называют технологией?

Педагогическая технология появляется там и тогда, когда в образовательной системе чётко выделяется учебная деятельность ребёнка как системное свойство.

Проектирование учебной деятельностью характерной признак педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики. В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют:

Модульное обучение

Модульный урок имеет свои особенности:

Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:

Алгоритм составления модульного урока:

Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие: УЭ-0 — определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 — включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам. УЭ-n — включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).

1. Составление модуля данного урока.

2. Подготовка необходимого количества копий текста урока для каждого учащегося.

Модульные программы — это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы. Алгоритм действий учителя по составлению модульной программы:

Распечатка модульных программ для каждого ученика.

Технологическая карта — особая форма планирования учебного материала. Технологическую карту составляет учитель. Она имеет много общего с обычным планированием. В ней указывается тема, количество часов на её обучения, цель обучения, тип урока, форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, общеучебные и специальные умения и навыки, формируемые при изучении темы.

Раздел: Животные

Тема: «Одноклеточные животные»

Количество часов: 4

Цель Продолжить формирование понятия «одноклеточный организм». Развивать приёмы учебной деятельности.
Учащиеся должны знать
  • Определение понятий клетка, организм.
  • Особенности строения и процессов жизнедеятельности одноклеточных животных.
Уметь
  • Описывать строение одноклеточных животных.
  • Сравнивать одноклеточных животных между собой.
  • Определять значения простейших в природе и для человека.
Формируемая область понимания Клетка – структурно-функциональная единица организма животного.
Общеучебные и специальные умения и навыки
  • Описание, сравнение, умение приводить примеры, давать видовые и родовые названия.
  • Умение пользоваться микроскопом, рисовать биологические объекты, составлять схемы.
Педагогическая технология и контроль Модульное обучение
Контроль Самоконтроль, взаимоконтроль, экспортный контроль.
Лист учета контроля Ф.И. учащегося ______________________ ______ баллов
Учебный элемент (УЭ) Количество баллов по номерам заданий Кол-во баллов
№1 №2 №3 №4 №5
Проверка изученного материала
Изучение нового материала
Закрепление
Итого
Оценка
Критерии оценки
Кол-во правильных ответов Уровень Оценка и комментарии
19-20 очень высокий 5+ Так держать!
17-19 высокий 5 Но ошибки все-таки были.
14-16 средний 4 Ещё чуть-чуть и будет «5»
10-13 низкий 3 Будьте внимательны на уроке!
1-9 очень низкий 2 И о чём вы думаете на уроке.
0 нулевой 1 Без комментариев …

Деятельность учителя при использовании модульной технологии

Деятельность учителя в модульном обучении связана с организацией и управлением деятельностью учащихся по овладению учебным содержанием, что возможно только в том случае, если учащиеся вооружены способами этой учебной деятельности: выделение объекта и предмета обучения, описания, объяснения, классификация и т.д. Т.е., прежде чем учить ребёнка биологии на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учиться, научить познавать (давать описание объектов, сравнивать их, объяснять явления и процессы с помощью теорий, классифицировать и т.д.), а далее в процессе обучения использовать эти процессы для овладения новым содержанием.

Для работы с напечатанным модулем учащиеся должны, прежде всего, уметь хорошо читать, поэтому в начальной школе нет смысла использовать эту форму работы. Кроме этого, важно чтобы учитель хорошо изучил теорию вопроса. Ведь для эффективного использования этой технологии необходимо внести изменения во всю систему обучения: в содержание, преподавание, учение.

Значение модульной технологии

Проблемы, связанные с внедрением модульной технологии

Литература

1. Шамова Т.И. «Модульное обучение: сущность, технология». Ж.«Биология в школе», 1994 №5

2. Тихонова А.Е., Диденко Т.И., Нащечина М.М. «Обучающие модули: способ построения». Ж.«Биология в школе», 1995 №6

3. Берсенева Л.А. «Два модульных урока по естествознанию» (VI класс), 1996 №1

4. Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения», 1999 №5