Ботаника

Важнейшая образовательная задача обучения ботанике заключается в усвоении учащимися элементарных основ современной биологической науки, т.е. самого главного, важного, существенного, без чего не может быть правильного и ясного понимания строения и жизни растений.

Узловыми вопросами этих знаний являются принципы ботанической науки:

Все вышеуказанные принципы, призваны отражать объективную природу целостности растительного организма во взаимосвязи со средой обитания.

Но немаловажное значение в обучении играет и то, что учащиеся от урока к уроку убеждались в том, что окружающий его растительный мир материален, объясним и изменяем. Ничего сверхъестественного и непознаваемого в нём нет, что наука шаг за шагом раскрывает так называемые «тайны» природы, в результате чего, тайное становится явным, понятным, объяснимым.

Считается, что этот предмет (ботаника) в школьной программе самый лёгкий (подумаешь: пестики, тычинки!), а потому в школьной программе до сих пор на него меньше всего обращают внимание.

А действительно, интересна ли ботаника?

Вот с этим вопросом и приходят на первый урок к учителю большинство учащихся, начинающих изучение этой науки. Вот здесь-то учитель и должен доказать обратное мастерски построенными уроками, на которых не будет скучно.

По опыту знаю, скучно не будет в том случае, когда учащийся увидит своими глазами, потрогает своими руками изучаемый предмет. Только тогда возникает огромное количество «Что? Где? Когда?», возникает интерес к изучаемому объекту, а через него и к науке в целом.

Как и в любой другой науке, в ботанике должна соблюдаться логическая последовательность в изучении биологических процессов, владения биологической терминологией. Только тогда у учеников возникает потребность в их использовании на практике. Наша существенная ошибка (и моя тоже в начале педагогической деятельности) заключается в том, что в погоне за «впихиванием» учебного материала, мы теряем главное — интерес к предмету. Кому незнакома такая картина? Чувствуешь конец урока, а учебного материала ещё много. Надо успеть. Быстро методом беседы (как правило самим с собой) стараешься «выпалить» весь оставшийся материал, наспех делаешь какой-то вывод, домашнее задание (в виде чтения страниц) и звонок. Последняя мысль... «успела», и с чистой совестью выполненного долга покидаешь класс. И о каком интересе к предмету можно говорить? Потом ни какими интересными фактами из жизни растений, ни внеклассными мероприятиями по предмету не побудить подлинный интерес к науке.

Проект «Жизнь растений» представляет многолетний педагогический опыт использования учебного материала, собранного с разных учебных и дополнительных источников (список литературы прилагается). Собранный материал предложен не в форме конкретных уроков (с целями, задачами, методами...), а в форме небольшого «ключика», которым молодой учитель должен «открыть некий сундучок к изучаемой теме», широта и глубина которого будет зависеть от профессионализма самого учителя.

Материал изложен в порядке последовательного изучения биологической дисциплины в соответствии с программой и ныне действующими учебниками. Он составлен из большого количества учебных, справочных источников и на основании многолетнего опыта работы преподавания в средней школе.

Литература:

  1. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. В. В. Пасечник, Дрофа, 2009
  2. Биология. 6 класс. И. Н. Пономарёва, Вентана-Граф, 2009
  3. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6-7 класс. Т. И. Серебрякова и др., -М., Просвещение, 1998
  4. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6-7 класс. В. А. Корчагина, М., Просвещение, 1993
  5. Биология. Справочник школьника, З. А. Власова, -М., «Слово», 1999
  6. Ботаника. П. М. Жуковский, М., Советская наука, 1949
  7. Пособие по биологии для поступающих в вузы. А.В.Ганжина, Минск, Высшая школа, 1978
  8. Большой справочник школьника. Биология. Дрофа, 2000
  9. Школьный справочник. Биология. Ю. А. Белоусов, Ярославль, 1998
  10. Биология. О тех, кто растёт, но не бегает., 6 класс. А. А. Вахрушев и др., -М., Баласс, 2009
  11. Справочник по биологии под ред. академика АН УССР К. М. Сытника. Киев. Наукова Думка. 1985
  12. Т. Л. Богданова, Е. А. Солодова. Биология. Справочник для старшеклассников. -М., "АСТ-пресс школа", 2005
  13. И. Петерман, В. Чирнер. Интересна ли ботаника? Издательство «Мир», Москва, 1979