Практические работы по биологии

Ни для кого не секрет, что при изучении ботаники очень важную роль в учебно-воспитательном процессе играют практические работы. Это особая форма организации учебной деятельности учителя.

Практические работы проводятся под руководством педагога; объекты изучения даются учащимся для непосредственного чувственного восприятия и детального изучения.

Практические работы развивают наблюдательность, вызывают интерес к предмету, изучению живой природы, активизируют познавательную деятельность, способствуют лучшему усвоению ботанических знаний, практических умений и навыков, приучают к культуре труда. Как правило, эти занятия проводятся фронтально, т.е. всем классом «под команду» учителя. Такое занятие требует тщательной и своевременной подготовки учителя к его проведению.

Хотя учителя и знают об эффективности этого метода, все же с неохотой его применяют, отделываясь словесными объяснениями.

В чём же причина? Их достаточно много, но одну мне бы хотелось выделить. Это трудность в определении чётких мелких (пошаговых) операциях. Такая чёткая последовательность, когда каждая следующая операция совершается одновременно всем классом, даёт возможность приучить школьников в дальнейшем работать с объектами индивидуально.

Предлагаемый инструктивный материал предназначен для выполнения практических работ по биологии (ботаника) в 6 классе. Учебный материал представлен в форме интерактивной презентации. Это даст возможность учителю одновременно корректировать ход работы и контролировать действия всего класса.

Теперь о самой презентации. На первом слайде краткая информация об изучаемом материале. Второй и последующие — сам ход практической работы. Здесь включены уточняющие вопросы и краткие ответы на них (выделены курсивом). Вопросы «Что делать» и «Что наблюдать» конкретизируют ход работы делая её максимально понятной (этому же способствуют и рисунки, схемы). Заключительный слайд даёт возможность подвести итог о проделанной работе: выполнить рисунки, сделать вывод, проанализировать, ответить на вопросы и т.п., что приводит, в конечном счёте, к завершённости практического занятия.

В презентации нет общепринятых целей, задач, оборудования. С этим прекрасно справится каждый учитель. Он также, с учётом его возможностей, может варьировать этим материалом по своему усмотрению.

При разработке практических работ использовался учебный материал, утверждённый или рекомендованный Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Литература:

Полный список практических работ.