«Основная цель экологического образования — формирование ответственного отношения к природе»
В последнее время всё чаще поднимаются вопросы экологического обучения и воспитания подрастающего поколения. Предлагаемый творческий проект предусматривает участников как коллективной творческой деятельности, так и индивидуальной.
Идеей возникновения творческого проекта послужила статья в книге «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни» (составители: В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева, Волгоград, изд. «Учитель», 2001, с. 97).
Первоначально проекты Экогорода и их защита проходили с помощью плоских картонных конструкций.
Затем ребята на уроках труда и внеклассных занятиях стали выполнять объекты в объёмном варианте.
Если в первом варианте макет Экогорода строился отдельными блоками (дет.сад, школа, торговый комплекс, АЗС...), то во втором можно было конструировать, передвигая детали на карте города. И долгое время мы этим успешно пользовались.
С приходом в школу компьютеров и различных программ (в частности MS Paint), стало возможным ученику самостоятельно конструировать модель Экогорода из набора предложенных деталей («Конструктор») или моделировать в Paint собственные объекты. Прогрессивность этого варианта заключается в том, что учащимся предлагается больше разнообразных деталей конструктора.
Это даёт возможность глубже проникнуть в проблему: многократное копирование объекта «Дерево» дает возможность получить новый объект «Лес»; тем же путем из одного дома получается целая улица и для этого не надо затрачивать много времени и усилий на создание объектов вручную. Но это только первый этап.
Второй этап заключается в представлении (защите) своего проекта. И вот здесь ученику (или коллективу), предстоит огромная поисковая работа дополнительного материала в результате которого происходит (ненавязчиво) пополнение знаний. Третий этап предусматривает выработку кодекса (свод правил), жителей Экогорода (микрорайона), где должны быть отражены принципы природоохранительной деятельности граждан (что нельзя делать в торговом комплексе, на улице, в зоне отдыха, лесопарковой зоне).
Таким образом, проектная работа может развиваться во всех направлениях включая различные сферы человеческой деятельности. Чему же учит работа над этим проектом? Прежде всего, на конкретных примерах, ученик убеждается, что человек очень тесно связан с окружающей его природой и что только правильное, обдуманное, хорошо проанализированное отношение к ней может способствовать гармоничному развитию информационно-экологического общества человека.
А что же дальше? Так как проект носит развивающий характер, то в дальнейшем можно разработать:
- комплект карточек-символов обозначающих действия: разрушающие природу; природоохранительная работа; знаки предупреждения (за основу взяты рисунки из уже указанной книги, статья «Экологический светофор»);
- продолжение работы над созданием «Конструктора» к проектам: «транспортные средства», «мой дом — моя крепость»;
- создание фотосессии (последствия деятельности человека).
Обучение учащегося проектной деятельности на разных этапах его становления, даёт возможность формировать на основе экологической этики новое разумное отношение к природе. Мне кажется, что этому в какой-то мере и способствует творческий проект «Строим Экогород».
Как пользоваться конструктором?
Загрузите файл конструктора «Экогород».
Откройте файл. На первой странице вы увидите рабочее пространство для выполнения проектной работы учащимся.
В зависимости от направления работы необходимо выбрать один шаблон из представленных в конце файла. В конструкторе их 6, здесь показаны только 2 из них.
Выбранный шаблон необходимо скопировать в буфер обмена (Меню: Правка → Копировать) и вставить в рабочее пространство на первом листе (Меню: Правка → Вставить). Далее в соответствии с экологическими нормами нужно разместить на выбранном шаблоне необходимые объекты: здания, растения, предметы используемые человеком. Эти объекты находятся на 2-5 листах документа.
Можно легко изменять размеры любого объекта, а также свободно вращать его, если это необходимо.
Для шаблона «Экогород» созданы специальные блочные объекты, имеющие небольшие размеры, для того чтобы моделировать город в целом, а не его отдельный район.
Шаблон «Экогород» также размещен среди остальных шаблонов в конце документа.
Готовую работу необходимо озаглавить на рабочем листе и указать Ф.И. ученика (или учащихся, в случае групповой работы). Файл сохраняется и передается учителю на проверку.