Да, начались каникулы! И, как правило, за этот период снижается уровень учебных знаний, умений и навыков у школьников. Хотя учителя и задают летнее задание (в основном практического содержания), но годовая теоретическая подготовка за три месяца резко сокращается. Да и задание, как правило, делается и оформляется в последнюю неделю (если не в последний день!).
Биологический проект «Играя, вспоминаем!» даёт возможность ученику приступить к непродолжительным занятиям в течение летнего периода (исключая выходные и праздники). Например, календарь занятий на 2014 год. Зеленым цветом выделены занятия по ботанике, оранжевым — по зоологии.

Мы постарались разработать и подобрать ранее изученные материалы так, чтобы повторение не превратилось в скучный процесс, и ученику было интересно. Для этого (не навязчиво) включены несложные задания в игровой форме, но побуждающие «порыться» в уголках своей памяти. Подборка материала включает в себя 17 занятий по курсу «Царство Растения» и 16 по курсу «Царство Животные». Это познавательные вопросы, биологические ребусы, биологические головоломки, небольшие кроссворды и тесты. Включены биологические настольные игры, направленные на повторение внешнего и внутреннего строения растительного и животного мира. Много внимания уделено основным представителям этих двух царств. Выполняя эти задания, ученик не только повторит пройденный учебный материал, но и познакомится с интересными фактами, что позволит значительно расширить кругозор по ранее изученной теме.
Занятия по разделу «Царство Растения»
- Биология — наука о живой природе
- Строение клетки
- Ткани
- Семя
- Корень
- Стебель
- Лист
- Цветок
- Бактерии
- Плесневые грибы, дрожжи
- Шляпочные грибы
- Водоросли
- Мхи
- Плауны, хвощи, папоротники
- Лишайники
- Голосеменные
- Покрытосеменные (Цветковые)
Занятия по разделу «Царство Животные»
- Тип Простейшие. Амёба обыкновенная
- Тип Простейшие. Инфузория-туфелька
- Тип Кишечнополостные. Гидра
- Плоские черви. Белая планария
- Круглые черви. Аскарида
- Кольчатые черви. Дождевой червь
- Моллюски. Большой прудовик
- Тип Членистоногие. Класс Ракообразные
- Тип Членистоногие. Класс Паукообразные
- Тип Членистоногие. Класс Насекомые
- Тип Хордовые. Ланцетник
- Тип Хордовые. Класс Рыбы
- Тип Хордовые. Класс Земноводные
- Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся
- Тип Хордовые. Класс Птицы
- Тип Хордовые. Класс Млекопитающие
Биологический проект «Играя, вспоминаем!» по нашему мнению, имеет огромный теоретический и практический потенциал не только на период летних школьных каникул. Он также с успехом может быть использован и учителем в течение всего учебного года. Ценность проекта — в его мобильности. Творчески работающий учитель, используя свой наработанный опыт, имеет возможность создать свой собственный (уникальный) проект.
Как я полагаю, в летний период контроль за ребёнком ложится на родителей. Поэтому, прежде всего, сейчас я обращаюсь к Вам — родители! Чтобы работа доставляла не только удовольствие ребенку, но и вам, а так же давала ощутимый результат, позвольте предложить несколько советов.
- Работа должна быть системной, поэтому предлагаю сделать собственный удобный (конкретно для вас) график-календарь (его вариант прилагается). Так будет легче ориентироваться. Возможен вариант – вначале выполнить работы по ботанике, а затем по зоологии, или наоборот.
- Время работы не ограничено (как в течение дня, так и по продолжительности).
- Выполнение работы в любой последовательности (полная свобода действия ребёнка!)
- При выполнении задания ребёнок имеет право пользоваться любой учебной, дополнительной, справочной литературой (вплоть до тетради по биологии).
- Оценивание работы по договорённости с ребёнком: это могут быть оценочная, зачётная, балловая системы или другие формы поощрения.
И последнее. Проверку выполненного задания следует предложить выполняемому шаблон с ответами. Почему? Ребёнок ещё раз «пробежится» по работе и сам отметит свои неточности (не люблю слово «ошибки»). Но это опять на ваше усмотрение.
Очень надеемся, что наш проект «Играя, вспоминаем!» принесёт вашему ребёнку не только ощутимый результат, но и увеличит время общения с близкими ему людьми. Думаем, что для вас это тоже очень важно!
Все мы подзабыли всенародное изречение наших предков: «Повторение — мать учения!». Включение в рабочую программу уроков темы «Повторение пройденного», в настоящее время — мечта учителя, и не только биолога.