На почте мгновенно раскупаются печатные издания, включающие в себя кроссворды. Решение кроссвордов тренирует память и расширяет кругозор. Некоторые типы кроссвордов способствуют развитию сообразительности и ассоциативного мышления. Медики уже довольно давно стали использовать кроссворд как успокаивающее средство. Преподаватели тоже применяют его в своей работе, что позволяет учащимся усваивать знания в игровой форме.
Отталкиваясь от того, что учебный кроссворд — это дидактическая игра, который содержит игровую и учебную задачу, использую несколько типов составления кроссвордов: познавательный, обобщающий, итоговый.
- Познавательный (или обучающий) — составляется по параграфу или страницам (с использованием текста, рисунков, схем, вопросов, выводов, тестов) учебника. Цель его направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками.
- Обобщающий — предлагается учащимся после изучения очередной темы, раздела в биологии, с целью обобщения, уточнения причинно-следственных связей, подготовки к итоговому тестированию.
- Итоговый — служит для комплексной проверки изученного материала более крупных разделов в биологии. Здесь могут быть использованы вопросы из предыдущих кроссвордов, включены вопросы на развитие логического мышления.
Предлагая учащимся учебные кроссворды учителю необходимо знать, что при его решении должны быть достигнуты определенные учебные и воспитательные цели. Поэтому необходимо учитывать следующее. Кроссворд должен быть доступен для учащегося: учтены возрастные особенности, подготовка по предмету, требования школьной программы.
Кроссворд должен быть мотивирован, т. е. побуждать в ученике работать на конечный результат. Это могут быть: оценивание, соперничество, анализ, обсуждение ответов и т. д. Кроссворд призван воспитывать эстетичность, т. е. учитель должен продумывать оформление, расположение, цветовую гамму букв, рисунков и т. п.
Учитель ставит перед учеником через содержание (учебного материала) игры задачу, которая направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками. В этом случае кроссворд тем интереснее, чем больше новых знаний в нем содержится. Но он так же дает возможность вспомнить знакомые, но забытые термины, закрепить их в памяти, развить интеллект.
Решение кроссвордов эффективно после изучения очередного раздела курса и при обобщении учебного материала крупных разделов или всего курса в конце учебного года. Используются кроссворды такого типа, которые способствуют воспроизведению нужных учителю сведений — из истории биологии, строении и развитии живых организмов и т.д.
Включая школьников в эту интеллектуальную игру, учитель в нетрадиционной форме (а значит более интересной) проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявляет, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении.
Предъявляя ученикам, кроссворд, нужно иметь в виду следующее: при его решении учитель достигает поставленной учебной цели (формирование, уточнение и систематизация определенного круга понятий и знаний, развитие интеллекта и физического мышления учащихся, воспитание у них определенных качеств личности) и наиболее достоверно определит (проверит) уровень усвоение учебного материала. При этом необходимо соблюдать следующие правила: доступность, мотивация, создание игровой ситуации, обеспечение учителем положительных эмоций ученикам, внесение элементов состязания, проведение дискуссий и т. п.
Методика составления кроссвордов по биологии
При составлении кроссвордов использовала наиболее популярные виды классификации: по форме игрового поля — ассиметричные (нестандартные с вольным расположением слов), т. к. в изучаемом учебном материале биологические термины, определения, понятия являются основными критериями.
Еще можно использовать — по общему характерному признаку либо условию, когда все слова или начинаются с определенной буквы, или узловая буква в пересечении слов одинакова, либо слова имеют одинаковую длину. Может быть по вертикали использовано «ключевое слово».
Еще больше примеров вы можете найти в презентации (внизу этой страницы). Если вам нравятся необычные кроссворды, то вам неприменно стоит взглянуть на наши очаровательные кроссвордики.
Этапы составления кроссворда
- Сделать анализ учебного текста по теме урока
- Составить список слов изучаемого учебного материала
- Выбрать наиболее подходящий тип кроссворда
- Поиск и составление вопросов к биологическим терминам, понятиям, определения
- Вычерчивание рисунка сетки в Excel
- Нумерация рисунка сетки
- Печать текстов вопросов и ответов
- Орфографическая проверка текстов
- Проверка текстов на соответствие нумерации
- Печать кроссворда
Оценка решения кроссворда
Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела школьной биологии, обычно состоят из 15-20 слов, а итоговые доходят до 25. Согласно действующей пяти балльной системе оценивания знаний разработана шкала оценки знаний.
* * *
В заключение хочется отметить, что использование учебных кроссвордов в педагогической деятельности, позволяет учащимся глубже вникать в суть изучаемых вещей, усваивать легче учебный материал. Все это приведет в конечном итоге к развитию образного мышления, культуре умственного труда, к элементам научной деятельности учащихся. Именно поэтому на нашем сайте так много кроссвордов.