Старый добрый «Тестер»

Еще в 2004 году мне довелось создавать систему тестирования школьников. Очень простая система: вопрос и 3 варианта ответа, один из которых правильный. Программа рассчитывалась в первую очередь для учащихся 5-9 классов на уроках биологии. Я создал программу и дал ей простое имя «Тестер».

Разработать программу не составило большого труда, однако хотелось сделать её приятной для использования учащимися. Так выглядел экран приветствия программы «Тестер» в 2004 г.

«Тестер»

Тут пришла идея несколько необычно отображать результат ответа на вопрос. Рисуем «полянку» и задаем вопрос. Если ответ верный — вырастает съедобный гриб, если неверный — вырастает поганка.

Процесс тестирования в программе «Тестер»

Сделал, казалось бы, получилось как-то шуточно, но эффект меня лично поразил очень сильно. Когда мы начали реально тестирование младших школьников, «вырастающие» грибы производили на них сильный эффект. Ребята собирались вокруг тестирующегося и с нетерпением ждали когда он ответит на вопрос. И если так получалось, что появлялся мухомор, тут же раздавались смешки и язвительные замечания: «Эх, ну и насобирал же ты поганок».

Действительно, после завершения теста, перед глазами у тестирующегося остается его «урожай» и только ему одному ведомо о чем он думает в это время. Одно известно точно, от получения плохих результатов в таком виде школьники переживали значительно больше, чем просто от числа 38%.

Результат выполнения теста в программе «Тестер»

По-видимому это заставляло их раз за разом проходить тест повторно, пока результат не станет отличным.

Конечно, если проходить один и тот же тест раз за разом, то очень быстро можно вычислить все правильные вопросы (в программе они не указывались), запомнить их и пройти тест на отлично. Но ведь это-то как раз от нас и требуется — преподать материал учащемуся в той форме, в которой ему будет удобно.

Получился такой странный эффект: программа, которая должна была выполнять функцию контроля знаний, стала хорошим инструментом для обучения. В тоже время «Тестер» был чуть доработан, чтобы в нем можно было создавать тесты и вести статистику. На этом я благополучно забыл о нем. В таком состоянии он прослужил в одной школе больше 5 лет. И вот теперь, когда мы начали проект biouroki.ru, нам захотелось поделиться с вами полученным опытом. Сегодня тот самый «Тестер» морально устарел и вряд ли произвел бы аналогичный эффект на сегодняшних школьников, ведь сегодня уже каждый повидал множество различных мультимедийных приложений.

Вот так, недолго думая, я решил создать вторую версию этой программы, которая могла бы работать в онлайн режиме на сайте, чтобы ей могли пользоваться все желающие. Так появилась идея создания программы «Тестер 2.0». Её не надо скачивать, устанавливать и заботиться о её обновлении. Она находится на нашем сайте и всегда доступна вам. Однако чтобы отдать дань уважения своему предшественнику, было решено оставить систему отображения ответов прежней — полянка с грибами будет и в новой версии.

Конечно, владея современными технологиями, нельзя не воспользоваться ими чтобы качественно улучшить программу. Поэтому в программе теперь активно используются подсказки и пояснения. Также после того как получен ответ от пользователя, справа выводится правильный ответ и его обоснование (иногда даже прилагается изображение).

«Тестер 2.0»

Опыт использования первой версии Тестера подсказал, что нам не следует делать систему сложной и защищенной от «подглядывания», а ориентироваться на то, чтобы пользователю было интересно с ней работать. Тестироваться и узнавать что-то новое. Пользователю даже не обязательно указывать свой ответ вообще, он можете просто нажать кнопку «следующий вопрос». «Тестер 2.0», конечно же, скажет что ответ неверен, но это не будет играть никакой роли, он все равно подскажет правильный ответ.

Даже просто просматривая ответы можно будет узнать что-то новое, чему-то научиться. «Тестер 2.0» не будет запоминать ваши неудачи и укорять вас в этом. То, что вы узнали 15 новых фактов уже хорошая работа. Да, да, именно 15, потому что в каждом тесте будет ровно 15 вопросов ни больше ни меньше.

В первой версии Тестера количество вопросов могло быть любым и в результате могли появляться достаточно «сырые» тесты (5-6 вопросов) или наоборот в виду обширности темы гигантские тесты с 30 вопросами, которые конечно же сильно утомляют. Ограничение в 15 вопросов мы наложили на себя сами. Если не хочется проходить тест, а просто ознакомиться с ответами, на это уйдет у вас 1-2 минуты и вы можете оценить сами насколько вам это интересно.

Резюмируя хочется сказать, что «Тестер 2.0» в большей степени система обучающая, хотя никто не запрещает вам честно давать ответы на поставленные вопросы и получить адекватную оценку — это и есть самоконтроль.

Программа уже работает, а вы готовы испытать её в действии и пройти тесты по биологии?