Зоология

По опыту знаю, что самый долгожданный раздел в биологии у детей – это зоология. Они ждут его с нетерпением, задолго до изучения листают учебник, рассматривая иллюстрации. И вот долгожданные уроки! Сколько интересного можно узнать, спросить у учителя, посмотреть в Интернете, прочитать в дополнительных книгах..., но постепенно от урока к уроку интерес падает. Почему?

Меня всегда интересовал этот вопрос. Вроде бы строишь уроки интересно, используя всевозможные методики и методические приёмы, применяешь различные наглядности, практические работы — ан нет, глаз не горит! А так хочется, чтобы горел! Что тормозит? Что (или кто) не даёт поддерживать (хотя бы на уровне) интерес? Кто виноват: учитель, учебник, неправильно подобранные методы?

Однозначного ответа я так и не нашла. В одном я уверена: ребёнок не получил то, что ожидал!

Уже в начале книги на него обрушивается масса непонятного и «неинтересного» (с его точки зрения) учебного материала. Эти систематические категории, эти систематические переходные формы между отдельными классами (которых он ещё не изучал), простейшие. Он же ожидал совсем другое. Думаете интересно изучать то, что не видел никогда (микропрепараты: и что там видно?). Дальше — внутреннее строение! Это так скучно!

Отдельный вопрос о рисунках. Всегда сталкивалась с трудностями учеников по вопросу о системах животного организма. Я понимаю, печатные издания не могут себе позволить изобразить в одном учебники все системы организма отдельно (имею ввиду отдельно пищеварительную, выделительную, дыхательную, половую и т. д.), но учитель-то может!

Ещё один из «тормозов» интереса: в учебнике есть биологическое название, а на рисунке нет (и наоборот). Сталкиваясь с невыясненным, пропадает интерес.

Не умаляя достоинства современных учебников, не ставя задачу создания учебника, хотелось бы поделиться тем незначительным опытом, который поможет молодым коллегам обратить на это внимание и развить дальше в своей работе.

За годы педагогической деятельности накопилось много детских работ, в частности при использовании метода графического изображения учебного и дополнительного материала учащихся классов. Поэтому, в разработку проекта «Жизнь животных», я включила работы учащихся 8-х классов разных лет: Александрова Миши, Анташкевич Серёжи, Ведерниковой Вики, Губкина Андрея, Дугданова Саши, Дугдановой Сэсэг, Дианова Вовы, Еремеевой Маши, Зубакина Алёши, Коноваловой Лены, Кузьминой Оксаны, Куприянова Максима, Курикаловой Лены, Кожемякина Кирилла, Курикалова Сергея, Михайлова Саши, Непомнящих Марины, Ноженковой Наташи, Овчинникова Кости, Павловой Ирины, Павлова Саши, Павловой Юлии, Карковой Лены, Терентьевой Лены, Мясниковой Оли и других.

Литература