Тест по биологии «Закономерности наследственности»

Согласно второму закону Менделя, расщепление по генотипу происходит в соотношении.
1:1
1:2:1
9:3:3:1
Согласно второму закону Менделя, расщепление по фенотипу происходит в соотношении.
1:1
1:2:1
3:1
Согласно закону независимого наследования признаков, расщепление по фенотипу происходит в соотношении.
1:1
1:2:1
9:3:3:1
Определите генотипы родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50% растений с жёлтыми и 50% — с зелёными семенами (рецессивный признак).
АА х аа
Аа х Аа
Аа х аа

Анализирующее скрещивание используется для определения генотипа организма, имеющего фенотипическое проявление доминантного признака. Для этого скрещивают чисто рецессивную особь с исследуемой, генотип которой необходимо установить, так как по фенотипу нельзя установить генотип у особей с доминантными признаками. В данном случае генотипы родителей составляют — Аа х аа.

Реши задачу. У кукурузы гены зелёной окраски проростков (А) и матовых листьев (В) сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, а рецессивные гены жёлтой окраски проростков и блестящих листьев также сцеплены. При скрещивании растений, имеющих зелёные проростки и матовые листья, и растений, имеющих жёлтые проростки и блестящие листья, было получено 390 растений с зелёными проростками и матовыми листьями растений с жёлтыми проростками и 388 и блестящими листьями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских форм и потомства. Обоснуйте результаты скрещивания.
генотипы родителей ♀АаВв, ♂аавв; генотипы потомков – АаВв : аавв
генотипы родителей ♀Аавв, ♂аавв; генотипы потомков – ААВв : аавв
генотипы родителей ♀ааВв, ♂аАвв; генотипы потомков – АаВВ : аавв

1. Условие задачи.

Признак, фенотипГен, генотип
Зелёная окраска проростковА
Жёлтая окраска проросткова
Матовые листьяВ
Блестящие листьяв
Р: зелёные проростки, матовые листья?
жёлтые проростки, блестящие листья?
F: зелёные проростки, матовые листья (390 растений)?
жёлтые проростки, блестящие листья (388 растений)?

2. Схема решения задачи:

3. Объяснения решения задачи.

Т.к. по условию задачи гены находятся в одной хромосоме и сцеплены, а при скрещивании появилось потомство в соотношении 1 : 1 (390 : 388) с признаками, характерными для родительских форм, то один из родителей был дигетерозиготен, а другой — дигомозиготен по двум парам признаков. Гены сцеплены, следовательно, между ними процесс кроссинговера не происходит (поэтому у родительской формы с генотипом АаВв образуется два типа гамет, а не четыре).

4. Ответ:

1) генотипы родителей:

  • ♀ (зелёные проростки, матовые листья) – АаВв (гаметы АВ, ав),
  • ♂ (жёлтые проростки, блестящие листья) – аавв (гаметы ав);

2) генотипы потомков — АаВв : аавв.

3) фенотипы потомков:

  • зелёные проростки, матовые листья (390 растений),
  • жёлтые проростки, блестящие листья (388 растений).
Реши задачу. Известно, что при дигибридном анализирующем скрещивании у потомков происходит расщепление по фенотипу в соотношении 1 : 1 : 1 : 1. Объясните, почему же в опытах, которые проводил Т.Морган, при скрещивании самки дрозофилы, имеющей серое тело и нормальные крылья (дигетерозиготная), с самцом, у которого чёрное тело и зачаточные крылья (рецессивные признаки), произошло расщепление по фенотипу в следующем соотношении: 41,5% дрозофил с серым телом и нормальными крыльями, 41,5% мух имели чёрное тело и зачаточные крылья, 8,5% — с серым телом, зачаточными крыльями и 8,5% — с чёрным телом и нормальными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских форм. Обоснуйте результаты скрещивания.
генотипы родителей ♀АаВв, ♂АаВв;
генотипы родителей ♀ААВв, ♂ааВВ;
генотипы родителей ♀АаВв, ♂аавв;

1. Условие задачи.

Признак, фенотипГен, генотип
Серое телоА
Чёрное телоа
Нормальные крыльяВ
Зачаточные крыльяв
Р: ♀ серое тело, нормальные крылья?
♂ чёрное тело, зачаточные крылья?
F: 41,5% серое тело, нормальные крылья?
41,5% чёрное тело, зачаточные крылья?
8,5% серое тело, зачаточные крылья?
8,5% чёрное тело, нормальные крылья?

2. Схема решения задачи:

3. Объяснения решения задачи.

В скрещивании участвуют особи: гетерогенная по двум парам признаков (АаВв) и дигомозиготная (аавв). В процессе образования гамет в мейозе может происходить конъюгация и кроссинговер. В результате этого идёт перекомбинация генов и возникают новые сочетания. Но если гены расположены в одной хромосоме и очень близко (т.е. сцеплены), то вероятность кроссинговера снижается. Этим можно объяснить то, что нарушается закономерность, установленная Г.Менделем. эта закономерность была выявлена американским генетиком Т. Морганом и названа законом сцепленного наследования.

4. Ответ:

1) генотипы родителей:

  • ♀ (серое тело, нормальные крылья) – АаВв,
  • ♂ (чёрное тело, зачаточные крылья) – аавв;

2) у самки образуются два типа некроссоверных гамет (АВ, ав), т.к. кроссинговер не происходит, и два типа кроссоверных гамет за счёт процесса кроссинговера (Ав, аВ); у самца образуется один тип гамет (ав);

3) случайное сочетание гамет друг с другом при оплодотворении формирует четыре вида фенотипов, но так как гены сцеплены, то исходные фенотипы образуются чаще (по 41,5%).

Реши задачу. У человека наследование серповидноклеточной анемии не сцеплено с полом (Ā — нормальный гемоглобин, а — серповидноклеточная анемия), а гипертрихоза (волосатые уши) — сцеплено с Y-хромосомой. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины с серповидноклеточной анемией и гипертрихозом. Составьте схему решения задачи.
генотипы родителей: ♀ĀĀХХ, ♂ааХYg; генотипы детей: ♀ĀаХY, ♂ĀаХYg.
генотипы родителей: ♀ĀĀХХ, ♂ааХYg; генотипы детей: ♀ĀаХХ, ♂ĀаХYg.
генотипы родителей: ♀ĀĀХYg., ♂ааХYg; генотипы детей: ♀АаХХ, ♂АаХYg.

1. Условие задачи.

Признак, фенотипГен, генотип
Нормальный гемоглобинĀ
Серповидноклеточная анемияа
НормаY
Гипертрихоз (волосатые уши)Yg
Р: ♀ здороваĀĀХХ
♂ серповидноклеточная анемия и гипертрихозааХYg
F:?

2. Схема решения задачи:

3. Объяснения решения задачи.

Так как женщина по обеим аллелям является дигомозиготной, то её генотип — ĀĀХХ. А так как мужчина страдает и серповидноклеточной анемией, и гипертрихозом, то его генотип — ааXYg. У женщины образуется один тип гамет (ĀХ), а у мужчины — два типа (аХ, аYg). При оплодотворении происходит случайное сочетание гамет, что приводит к образованию различных генотипов и фенотипов: ♀ (50%) — имеют часть эритроцитов серповидной формы и не страдают гипертрихозом (ĀаХХ), ♂ (50%) — страдают гипертрихозом, часть эритроцитов серповидной формы (ĀаХ Yg).

4. Ответ:

1) генотипы родителей:

  • ♀ (здорова) – ĀĀХХ (гаметы ĀХ),
  • ♂ (серповидноклеточная анемия и гипертрихоз) - аа ХYg (гаметы аХ, аYg)

2) генотипы и пол возможных потомков: ♀ часть эритроцитов серповидные, гипертрихоз отсутствует; ♂ часть эритроцитов серповидные и гипертрихоз;

3) генотипы детей: — ♀ — ĀаХХ, ♂ — ĀаХYg.

Реши задачу. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких, а широкие пушистые брови — над нормальными. Женщина с длинными ресницами и широкими пушистыми бровями, у отца которой были короткие ресницы и нормальные брови, вышла замуж за мужчину с доминантными признаками, гомозиготного по обеим аллелям. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства.
♀ААВв, ♂ААвВ; генотипы потомков: ААвв, АаВВ, ААВв, АаВв
♀АаВВ, ♂ААВВ; генотипы потомков: АаВв, АаВВ, ААВв, ААВв
♀АаВв, ♂ААВВ; генотипы потомков: ААВВ, АаВВ, ААВв, АаВв

1. Условие задачи.

Признак, фенотипГен, генотип
Длинные ресницыА
Короткие ресницыа
Широкие пушистые бровиВ
Нормальные бровив
Р: ♀ длинные ресницы и широкие пушистые бровиА?В?
♂ длинные ресницы и широкие пушистые бровиААВВ
F:?

2. Схема решения задачи:

3. Объяснения решения задачи.

По условию задачи и женщина, и мужчина имеют фенотипическое проявление доминантных признаков, но отец женщины имел рецессивные признаки, поэтому генотипы родителей будут: у женщины (дигетерозиготная) — АаВв, а у мужчины (дигомозиготный) — ААВВ. У женщины образуется четыре типа гамет (АВ, Ав, аВ, ав), у её мужа — один тип (АВ). В этой семье могут родиться только дети с доминантными признаками, но с различными генотипами.

4. Ответ:

1) генотипы родителей:

  • ♀ (длинные ресницы и широкие пушистые брови) – АаВв (гаметы АВ, Ав, аВ, ав),
  • ♂ (длинные ресницы и широкие пушистые брови) – ААВВ (гаметы АВ);

2) генотипы потомков: ААВВ, АаВВ, ААВв, АаВв;

3) фенотипы потомков: 100% с длинными ресницами и широкими пушистыми бровями.

Реши задачу. У фасоли жёлтая окраска бобов доминирует над зелёной окраской, а чёрная окраска семян — над белой. При скрещивании фасоли с жёлтыми бобами и чёрными семенами с растением, которое имеет жёлтые бобы и белые семена, получили 53 растения с жёлтыми бобами и чёрными семенами, 48 — с жёлтыми бобами и белыми семенами, 19 — с зелёными бобами и чёрными семенами и 15 — с зелёными бобами и белыми семенами. Определите генотипы родительских форм и потомков. Как можно объяснить появление четырёх фенотипических классов? Каков характер наследования этих признаков?
генотипы: ♀АаВв; ♂Аавв; потомков: (2 АаВв, ААВв), (2 Аавв, ААвв), (ааВв), (Аавв)
генотипы: ♀ааВв; ♂Аавв; потомков: (АаВв, ААВв), (2 Аавв, ААвв), (АаВв), (Аавв)
генотипы: ♀Аавв; ♂Аавв; потомков: (2 АаВв, ААВв), (Аавв, ААвв), (2 ааВв), (Аавв)

1. Условие задачи.

Признак, фенотипГен, генотип
Жёлтая окраска бобовА
Зелёная окраска бобова
Чёрная окраска семянВ
Белая окраска семянв
Р: ♀ жёлтые бобы, чёрные семена?
♂ жёлтые бобы, белые семена?
F: 53 – жёлтые бобы, чёрные семена?
48 – жёлтые бобы, белые семена?
19 – зелёные бобы, чёрные семена?
15 – зелёные бобы, белые семена?

2. Схема решения задачи:

3. Объяснения решения задачи.

Так как у гибридов наблюдается расщепление по окраске бобов в соотношении жёлтые бобы : зелёные бобы = 6 : 2 = 3: 1, следовательно, родительские формы были гетерозиготными по этой паре признаков, а по окраске семян — чёрные семена : белые семена = 4 : 4 = 1: 1 (как при анализирующем скрещивании), следовательно, по этой паре признаков один организм — гетерозиготен; их генотипы — АаВв, Аавв. Появление четырёх фенотипических классов объясняется тем, что гены, отвечающие за окраску бобов и семян, не сцеплены; наследование признаков независимое.

4. Ответ:

1) генотипы родителей:

  • ♀ (жёлтые бобы, чёрные семена) – АаВв (гаметы АВ, Ав, аВ, ав),
  • ♂ (жёлтые бобы, белые семена) – Аавв (гаметы Ав, ав)

2) фенотипы и генотипы потомков: жёлтые бобы, чёрные семена (2 АаВв, ААВв), жёлтые бобы, белые семена (2 Аавв, ААвв), зелёные бобы, чёрные семена (ааВв), зелёные бобы, белые семена (Аавв);

3) появление четырёх фенотипических классов объясняется тем, что гены, отвечающие за окраску бобов и семян, не сцеплены; наследование признаков независимое.

Реши задачу. Дигетерозиготную чёрную длинношёрстную самку морской свинки скрестили с коричневым короткошёрстным самцом. Доминантные гены (чёрная и длинная шерсть) локализованы в одной хромосоме, кроссинговер не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства. Каков характер наследования этих признаков?
генотипы родителей ♀АаВВ, ♂Аавв и потомков – АаВВ, Аавв;
генотипы родителей ♀АаВв, ♂Аавв и потомков – АаВв, Аавв;
генотипы родителей ♀ АаВв, ♂Аавв и потомков – ааВв, аавв;

1. Условие задачи.

Признак, фенотипГен, генотип
Чёрная окраска шерстиА
Коричневая окраска шерстиа
Длинная шерстьВ
Короткая шерстьв
Р: ♀ чёрная длинношёрстнаяАаВв
♂ коричневый короткошёрстный?
F: ??
Характер наследования признаков?

2. Схема решения задачи:

3. Объяснения решения задачи.

Самка дигетерозиготная, у самца фенотипически проявляются рецессивные признаки, следовательно, их генотипы — ♀АаВв, ♂аавв. У самки образуются два типа гамет (АВ, ав), так как по условию задачи гены находятся в одной хромосоме и кроссинговер между ними не происходит. В результате скрещивания образуется два фенотипических класса потомков — чёрные длинношёрстные (АаВв) и коричневые короткошёрстные (аавв). Признаки окраски и длины шерсти наследуются сцеплено.

4. Ответ:

1) генотипы родителей:

  • ♀ (чёрная длинношёрстная) – АаВв (гаметы АВ, ав),
  • ♂ (коричневый короткошёрстный) – Аавв (гаметы ав);

2) генотипы и фенотипы потомков: чёрные длинношёрстные — АаВв, коричневые короткошёрстные — Аавв;

3) признаки окраски и длины шерсти наследуются сцеплено.

Реши задачу. У кур чёрный цвет оперения (R) доминирует над красным, наличие гребня (S) над его отсутствием. Гены не сцеплены. Красного петуха с гребнем скрещивают с чёрной курицей без гребня. Всё потомство имеет гребень, половина с чёрным оперением, половина — с красным. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Какова вероятность появления во втором поколении чёрных с гребнем?
генотипы: ♀ - Rrss, ♂ - rrSS; гибридов I поколения – RRSS, rrSs
генотипы: ♀ - Rrss, ♂ - rrSS; гибридов I поколения – RrSS, rrSs
генотипы ♀ - Rrss, ♂ - rrsS; гибридов I поколения – RrSS, rRSs

1. Условие задачи.

Признак, фенотипГен, генотип
Чёрное оперениеR
Красное оперениеr
Наличие гребняS
Отсутствие гребняs
Р: ♀ чёрная без гребняR?ss
♂ красный с гребнемrrS?
F1: 50% с чёрным оперением и гребнем?
50% с красным оперением и гребнем?

2. Схема решения задачи:

3. Объяснения решения задачи.

Так как в первом поколении произошло расщепление признака, то окраска оперения по фенотипу в соотношении 1 : 1, можно сделать вывод, что петух по этому признаку гомозиготен, а курица — гетерозиготна. Всё потомство имеет гребень, следовательно, петух и курица по этому признаку гомозиготны и имеют генотипы — ♀Rrss, ♂rrSS. Во втором поколении вероятность появления птиц с чёрным оперением и гребнем составляет 3/8, или 37,5%.

4. Ответ:

1) генотипы родителей:

  • ♀ - Rrss (гаметы Rs, rs),
  • ♂ - rrSS (гаметы rS);

2) генотипы и фенотипы гибридов первого поколения — RrSS (чёрные с гребнем), rrSs (красные с гребнем);

3) вероятность появления во втором поколении чёрных птиц с гребнем — 3/8, или 37,5%.

Реши задачу. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность владеть правой рукой — над способностью владеть левой рукой. Гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша, мать которого была голубоглазой правшой, а отец — кареглазым правшой, женился на голубоглазой левше. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомков. Составьте схему решения задачи. Ответ поясните.
генотипы родителей: ♀Аавв, АвВа; генотипы потомков – АаВв, ааВв
генотипы родителей: ♀Аавв, АаВВ; генотипы потомков – АаВв, ааВв
генотипы родителей: ♀Аавв, ааВВ; генотипы потомков – АаВв, ааВв

1. Условие задачи.

Признак, фенотипГен, генотип
Карий цвет глазА
Голубой цвет глаза
ПравшаВ
Левшав
Р: ♀ голубоглазая левшааавв
♂ кареглазый правшаА?ВВ
F: ??

2. Схема решения задачи:

3. Объяснения решения задачи.

Кареглазый правша, мать которого была голубоглазой, имеет генотип АаВВ (гаметы АВ, аВ), а голубоглазый левша — аавв (гаметы ав). В этой семье могут родиться дети: кареглазые правши и голубоглазые правши.

4. Ответ:

1) генотипы родителей:

  • ♀ (голубоглазая левша) – аавв (гаметы ав),
  • ♂ (кареглазый правша) – АаВВ (гаметы АВ, аВ)

2) генотипы потомков — 50% АаВв, 50% ааВв.

3) фенотипы потомков: голубоглазые правши и кареглазые правши.

Реши задачу. У дурмана пурпурная окраска цветков (А)доминирует над белой (а), колючие семенные коробочки (В) — над гладкими (в). От скрещивания дурмана с пурпурными цветками и гладкими коробочками с растением, имеющим белые цветки и колючие коробочки, получено 394 растения с пурпурными цветками и колючими коробочками и 402 — с пурпурными цветками и гладкими коробочками. Каковы генотипы родителей и потомков? Каков характер наследования признаков?
генотипы родителей: ♀АаВв, ♂ааВв; генотипы потомков: АаВв, Аавв
генотипы родителей: ♀Аавв, ♂ааВв; генотипы потомков: ааВв, Аавв
генотипы родителей: ♀Аавв, ♂ааВв; генотипы потомков: АаВв, Аавв

1. Условие задачи.

Признак, фенотипГен, генотип
Пурпурная окраска венчикаА
Белая окраска венчикаа
Колючие семенные коробочкиВ
Гладкие семенные коробочкив
Р: ♀ пурпурные цветки и гладкие коробочкиА?вв
♂ белые цветки и колючие коробочкиааВ?
F: 394 пурпурные цветки и колючие коробочки?
402 пурпурные цветки и гладкие коробочки?

2. Схема решения задачи:

3. Объяснения решения задачи.

Так как у потомков венчик имеет только пурпурную окраску, можно сделать вывод, что родительская форма с пурпурными цветками по этому признаку гомозиготна. А по форме семенных коробочек другая родительская форма гетерозиготна: у потомков происходит расщепление по этой аллели в соотношении приблизительно 1 : 1.

4. Ответ:

1) генотипы родителей:

  • ♀Аавв (пурпурные цветки и гладкие коробочки),
  • ♂ааВв (белые цветки и колючие коробочки);

2) генотипы потомков: АаВв (пурпурные цветки и колючие коробочки), Аавв (пурпурные цветки и гладкие коробочки);

3) характер наследования признаков — независимое наследование.

Реши задачу. У человека признак полные губы доминируют над признаком тонкие губы, а ямочки на щеках — над гладкими (без ямочек) щеками. Гены не сцеплены, наследуются как аутосомные признаки. Отец дигомозиготен, а мать — дигетерозиготна. Определите генотипы и фенотипы родителей, возможных детей. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Какова вероятность рождения ребёнка с признаками матери?
генотипы и фенотипы родителей ♀АаВв, ♂аавв; детей: ♂аавв
генотипы и фенотипы родителей ♀ааВв, ♂аавв; детей: ♂аавв
генотипы и фенотипы родителей ♀АаВв, ♂Аавв; детей: ♂Аавв

1. Условие задачи.

Признак, фенотипГен, генотип
Полные губыА
Тонкие губыа
Ямочки на щекахВ
Гладкие щёкив
Р: ♀ дигетерозиготная?
♂ дигомозиготный?
F1: ??
Какой закон наследственности проявляется??
Какова вероятность рождения ребёнка с признаками матери??

2. Схема решения задачи:

3. Объяснения решения задачи.

Отец дигомозиготен, мать — дигетерозиготная (гены не сцеплены), их генотипы: ♂ — аавв (гаметы ав). ♀ — АаВв (гаметы АВ, Ав, аВ, ав). В этой семье могут появиться дети со следующими генотипами и фенотипами: АаВв (полные губы, ямочки на щеках), Аавв (полные губы, гладкие щёки), ааВв (тонкие губы, ямочки на щеках), аавв (тонкие губы, гладкие щёки). В данном случае проявляется закон независимого наследования признаков (III закон Г.Менделя). вероятность рождения ребёнка с признаками матери (АаВв, полные губы, ямочки на щеках) составляет 25%, или ¼.

4. Ответ:

1) генотипы родителей:

  • ♀ (полные губы, ямочки на щеках) – АаВв (гаметы АВ, Ав, аВ, ав),
  • ♂ тонкие губы, гладкие щёки) – аавв (гаметы ав);

2) генотипы и фенотипы возможных детей — ♂ Аавв (гамет ав);

3) в данном случае проявляется закон независимого наследования признаков (III закон Г.Менделя). Вероятность рождения ребёнка с признаками матери (АаВв, полные губы, ямочки на щеках) составляет 25%, или ¼.

Подавление одним доминантным геном активности другого неаллельного доминантного гена называется...
полимерией
плейотропией
эпистазом

Эпистаз — вид взаимодействия неаллельных генов, при котором один из генов полностью подавляет действие другого гена. Ген, подавляющий действие другого ген, может называться ген-супрессор, ингибитор, эпистатичный ген. Подавляемый ген называется гипостатичным. Эпистаз может быть как доминантным, так и рецессивным.

Наследование окраски у свиней демонстрирует доминантный эпистаз. При скрещивании черных и белых свиней из разных пород в F1 появляются белые потомки. Их скрещивание между собой приводит к появлению белых (12/16), черных (3/16) и красных (1/16) поросят. Все белые поросята имеют минимум один доминантный ген-подавитель. Черные поросята гомозиготны по рецессивному аллелю, не препятствующему формированию окраски, и несут доминантный аллель, детерминирующий образование черного пигмента. Красные поросята лишены доминантного гена-подавителя и доминантного гена, определяющего черную окраску.

Подробный ответ
123456789101112131415
×