Нервная система обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма, согласует работу всех органов, обеспечивает выживание организма как целого.
Нервная система образована нервной тканью, которая состоит из огромного количества нейронов — нервная клетка с отростками.
Как у всех позвоночных, нервная система человека состоит из центральной и периферической частей.
Автономный (вегетативный) отдел управляет ритмом и силой сердечных сокращений, работу внутренних органов, давления крови, продвижение пищи по желудку и кишечнику. Она слабо подчиняется волевому контролю, поскольку не даёт нам возможности вмешиваться веками отлаженную генетическую программу.
В центральной нервной системе сосредоточено большое число нейронов. Их тела вместе с дендритами образуют серое вещество.
Нервы — это скопления длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой.
Рецепторы — это клетки или небольшие группы клеток, которые воспринимают раздражения, т.е. изменения окружающей среды, и трансформируют их в процессы нервного возбуждения.
Синапс — это специализированные функциональные контакты между возбудимыми клетками, служащие для передачи и преобразования нервных импульсов.
Свойство нервной ткани: возбудимость и проводимость. Обеспечивает быструю связь между разными частями организма.
Рефлекс — ответная реакция организма на раздражение, осуществляемую и контролируемую центральной нервной системой.
Безусловные рефлексы — врождённые реакции организма на определённые воздействия внешней и внутренней среды, осуществляемые посредством ЦНС.Безусловные рефлексы постоянны: на одни и те же раздражения появляется одна и та же строго определённая реакция.
Гипоталамус — нижняя часть промежуточного мозга. Он регулирует обмен веществ и энергии. Функция — контролировать работу внутренних органов.
Под высшей нервной деятельностью понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой (мыслительная деятельность, речь, память).
К инстинктам относятся сложные безусловные реакции, которые будучи врождёнными, проявляются только при определённых условиях.
В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольное запоминание. В это время запоминание идёт без усилий, как бы само собой. Непроизвольно запоминается и то, что произвело сильное впечатление или имеет для человека важное значение.