Рабовладельческий строй — первое классовое общество, возникшее на развалинах первобытнообщинного строя в результате развития производительных сил общества, на основе частной собственности и экономического неравенства. Количество рабов исчислялось десятками тысяч.
Ирригация (орошение). Ирригационная система — сеть каналов, дамб, плотин, необходимых для поливного земледелия и защиты селений от разлива рек. Поливное земледелие очень продуктивно: именно оно дало тот избыток продуктов, который привёл к быстрому росту населения, обусловил создание государственного аппарата, армии, появление служителей религии, обеспечил развитие науки, искусства и образования, совершенствование орудий труда и открытие металлургии.
Напряжённое состояние взаимоотношений между обществом и природой в Древнем мире привело к возникновению второго экологического кризиса. Он был вызван, прежде всего, засолением почв и деградацией примитивного поливного земледелия, его недостаточностью для растущего народонаселения. Если первый экологический кризис (50-10 тысяч лет назад) привёл к широкому развитию поливного земледелия и скотоводства, то второй — обусловил распространение и преимущественное развитие неполивного земледелия.
Причиной гибели древних цивилизаций послужили как экологические, так и социальные факторы. Учёные установили главные причины гибели древних государств и связанных с ними древних цивилизаций: формирование сухого и жаркого климата; рост численности населения; увеличение потребления природных ресурсов; использование низкопроизводительного рабского труда; завоевательные войны; деградация природной среды под воздействием человека; природные экологические катастрофы.
Перемещение людей с истощённых земель на соседние провоцировало столкновения, а нередко и войны. Переставало хватать рабочих рук, чтобы поддерживать в надлежащем порядке сложную и очень трудоёмкую систему землепользования. Это приводило к нехватке продуктов, голоду. Ряд учёных полагают, что внезапное угасание цивилизации майя могло произойти и по причине демографического взрыва — резкого увеличения численности населения и связанного с этим голода и мора.
Античная философская мысль с самого начала пыталась осознать сущность взаимоотношения природы и человека, место человека в природе. В результате была выработана своеобразная экологическая этика — норма поведения человека по отношению к природе. Эти норы развивались и уточнялись в философских учениях выдающихся мыслителей Древней Греции, но, к сожалению, они не осуществлялись на практике.
Мыслитель Древней Греции Пифагор, предлагавший не повреждать и губить растения и животных, если они не представляют непосредственной опасности для человека.
Мыслитель Древней Греции Эпикур писал: "Богатство, требуемое природой, ограничено и легко добывается, а богатство, требуемое пустыми мыслями, простирается до бесконечности".
Мыслитель Древней Греции Гиппократ, впервые сформулировал основные проблемы экологии человека: влияние качества воздуха, воды, ландшафта, климата и изменения погоды на здоровье, настроения и психику человека. Он подчёркивал, что знание "болезней, свойственных местности", поможет понять "природу общих болезней" и лечение их, предвидеть сезонные заболевания и возможные эпидемии.
Великий филосов Древней Греции Аристотель, "отец зоологии" — подчёркивал: "Для всех естественных преобразований есть предел и соотношение величины и роста". Социально-общественный идеал для Аристотеля состоит в достижении "наилучшей жизни для каждого человека в отдельности и для всего государства в целом. Здоровье людей и животных зависит от качества их питания, то есть экологических условий".
Формирование любой науки проходит три стадии: накопление фактов; научные обобщения и их проверка на практике; формирование научного мировоззрения. Человечество прошло все эти три стадии развития научного мышления: первобытный человек в основном накапливал знания; в эпоху становления производящего хозяйства эти знания обобщались, уточнялись и проверялись на практике; в эполу древних цивилизаций происходило формирование научного мировоззрения. В VI-III веках до новой эры в Древней Греции произошла первая научная революция.
Первая научная академия, просуществовавшая более 900 лет, была создана великим философом Древней Греции Платоном.
Существование древних цивилизаций было неразрывно связано с развитием устного народного творчества, созданием литературных произведений, передачей из поколения в поколение преданий и мифов. Большим успехом пользовался театр, который становился центром общественной жизни.
В основе всех религий лежит понятие о грехе и добродетели. Они говорят о равенстве всех людей перед богом и призывают человека к воздержанию (ограничению) своих желаний, связанных с пищей, образом жизни и другими потребностями. Основными религиозными заповедями являются: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, люби ближнего своего как самого себя, почитай отца и мать и другие.
С IV века новой эры христианство стало господствующей религией во всей Римкой империи.